Как празднуют Медовый Спас православные верующие

Содержание
  1. 14 августа православные христиане празднуют Медовый Спас
  2. Какого числа Медовый Спас
  3. Суть и традиции Медового Спаса
  4. После Медового Спаса заканчивается лето
  5. История и названия христианского праздника
  6. Приметы и поверья на Медовый Спас
  7. Что можно делать на Медовый Спас
  8. Что нельзя делать 14 августа
  9. Как отпраздновать Медовый Спас
  10. День рождения церкви на Руси
  11. Что самое главное
  12. Как отпраздновать Медовый Спас
  13. При чем тут мед
  14. День рождения церкви на Руси
  15. Что самое главное
  16. 14 августа отмечают Медовый Спас
  17. Как святить мед
  18. Обычаи и традиции
  19. Как соблюдать праздник
  20. Медовый Спас: что можно и нельзя делать верующим
  21. Успенский пост
  22. Праздник Животворящего Креста Господня
  23. “Малое водоосвящение” и Медовый Спас
  24. Празднество Всемилостивому Спасу
  25. Воспоминание Крещения Руси
  26. Начало и конец Успенского поста
  27. Всё о Медовом Спасе в 2018 году
  28. Какого числа будет Медовый Спас в 2018 году?
  29. История Медового Спаса

14 августа православные христиане празднуют Медовый Спас

Как празднуют Медовый Спас православные верующие

Совсем скоро наступят одни из самых главных праздников у верующих — Спасы. Эти праздники напоминают верующим о Спасителе! Но в наше время далеко не все знают, что означают эти праздник и как их следует отмечать.

Какого числа Медовый Спас

Для данного праздника установлена в календаре определенная дата, при этом каждый год он проходит в одно и то же время. День Медового Спаса — 14 августа.

Суть и традиции Медового Спаса

Как известно, многие православные традиции у славян, праздники и ценные даты неразрывно связаны с древними религиозными воззрениями и поверьями, в общем, с язычеством. Отсюда можно описывать даже тот же Медовый Спас как с христианской стороны, так и с народной. Уделим каждой из них немного внимания.

Кстати, «Спас» — означает спасение, спасать себя.

Как говорилось выше, этот день называют «Мокрым спасом», и это совсем не потому, что могут быть осадки в виде дождей. Дело в том, что 14 августа считается Происхождением Честных Древ Животворящего Креста Господня.

По легенде в Константинополе разошлась какая-то эпидемия, врачи и знахари не знали, что делать – ничего не помогало. Тогда священники взяли кусочек креста из Храма Святой Софии (на этом кресте был распят Иисус), прошлись по местным рекам, озерам, водоемам, освятили всё, и зараза прошла.

Люди уверовали в силу воды, и потому считается, что если 14 августа искупаться в водоеме, то и все грехи простятся, и здоровье поправится, и вообще жизнь пойдет в гору. Очень удобно.

А еще это день памяти мучеников Макковеев (их было семеро), которых казнил сирийский царь Антиох Эпифан в 166 году до нашей эры. Что касательно медовых дел, то в этот день можно снимать первую пробу мёда, так как он набрал силу, вкус, объем, в общем, настоялся.

Пчеловоды осматривают свои улья, выбирают самые полные соты, часть отламывают и несут в церковь на освящение. Там попы берут часть себе, часть отдают беднякам. Те же, кто угощается, нахваливают и молятся за пчеловода. Обычные люди также несут в церковь мёд и воду для освящения.

Так как это первый день Успенского поста, то какие-то яркие веселья и пиршества не приветствуется. Наоборот, рекомендуется провести день в молитвах, тихо, спокойно, в семейном кругу.

После Медового Спаса заканчивается лето

Если верить поверьям, то Медовый Спас заканчивает лето, потом уже начинаются похолодания. После Медового Спаса следуют еще два других, а именно: Яблочный и Ореховый. Согласно сложившемуся обычаю, в этот праздник все пчеловоды обязаны угощать всех свежим медом, это будет способствовать большому урожаю в следующем году.

Первый Спас как раз приходится на начало Успенского поста, который продлится до 28 августа. После первого Спаса ласточки и стрижи отлетают в теплые края, появляются холодные росы и отцветают розы.

История и названия христианского праздника

В церковных сказаниях праздник Спас связывают со Спасителем, так как именно освящение Константинополя в 9 веке помогло избавить город от эпидемий, от которых традиционно в августе гибло много людей.

Остановить распространяющиеся на фоне летней жары болезни получилось после того, как по селению был пронесен Животворящий Крест.

С тех пор в этот день принято проходить Крестным ходом к водоемам, где священнослужители освящают воду.

Также в церкви в этот день принято отмечать и другие важные даты:

  • Маковей – в честь мучеников братьев Маккавеев;
  • Спас на воде – малое водосвятие связано с крещением Руси князем Владимиром;
  • памяти святых Александра, Леонтия, Катуна, Минеона;
  • Мокрый (Водный) спас – в честь крестового похода к реке после победы в 1164 году Андрея Боголюбского над волжскими булгарами после молитвы Святому Кресту Господнему и видения, освящавшего воинов святым свечением от иконы Богоматери.

Именно эти события легли в основу современного церковного праздника.

Приметы и поверья на Медовый Спас

Согласно народным поверьям, пчелы уже заканчивают собирать мед и подготавливаются к холодам. Главными поверьями являются следующие:

1) Первый Спас несет за собой солнце, ветер и дождь.

2) Журавли начинают отлетать в теплые края.

3) Даже нищий на Спас попробует мед.

4) На Маковый Спас нужно собирать мак.

5) Любой грех женщины прощается на Спас.

6) Если на  Спас будет дождь, то пожаров можно не ждать.

7) На Спас начинают заготавливать лесную малину, черемуху и другие ягоды.

8) На второй день после Спаса в доме следует сделать генеральную уборку, чтобы избавиться от негативной энергетики.

Что можно делать на Медовый Спас

Традиционно вот уже много столетий именно в этот день, когда наступает Медовый Спас, пасечники начинают сбор меда из ульев, и это вполне резонно – ведь к середине августа мед, собранный пчелами, как правило, уже созревает. Традиционно первый мед подают к столу – его едят с хлебом, яблоками, готовят медовуху и прочие традиционные блюда. Обязательно на Медовый Спас пекут традиционные медовые пряники.

Поскольку Маковей еще и православный праздник, после сбора меда его обязательно освящают в церкви. Причем принести его нужно обязательно в новой посуде – для верующих это вопрос принципиальный.

Но не медом единым знаменит Медовый Спас, не зря ведь его называют еще и Маковеем. К середине августа созревают коробочки с семенами мака, которые собирают и используют в выпечке. Именно на Маковея на столе обязательно присутствует блюда с маком – пирожки, булочки, и все, на что хватит фантазии.

На Маковея освящают не только мед и маковые головки, но и воду, особенно важно именно в этот день освятить вновь построенные колодцы. Можно в этот день купаться в любых открытых водоемах, это должно добавить здоровья, тем более, что после Маковея купаться уже нельзя.

Освященным маком следует посыпать дальние углы комнаты, так можно защитить себя от нечистой силы – еще один вариант слияния православных традиций с языческими суевериями.

В старину также верили, что на Маковея женщинам прощаются все незамоленные грехи, если они сами себя простят и будут молиться о прощении.

Что нельзя делать 14 августа

• Нельзя выполнять никакой тяжелой физической работы, стирать, убирать в доме, подобные дела лучше завершить накануне.

• Нельзя ссориться и ругаться или желать кому-либо зла.

Источник: https://pronedra.ru/14-avgusta-pravoslavnye-xristiane-prazdnuyut-medovyj-spas-2-272285.html

Как отпраздновать Медовый Спас

Как празднуют Медовый Спас православные верующие

Сегодня все православные верующие празднуют Медовый Спас. Золотые соты, истекающие медом нового урожая, огоньки свечек, – янтарным светом и сладким запахом наполнены православные храмы!

Медовым Спасом праздник называется в народе. Его церковное название – «Происхождение честных древ животворящего Креста Господня». Чему посвящен этот праздник, корреспонденту «МИР 24» рассказал священник, ректор Свято-Филаретовского православно-христианского института Георгий Кочетков.

«Происхождение – это не совсем точный перевод греческого слова, означающего торжественный крестный ход, – говорит он.

– Когда-то в Константинополе в самое жаркое время, когда начинались тяжёлые болезни, такие как холера, и риск возникновения эпидемий был самый высокий, из храма Святой Софии выносили часть святого креста, на котором по преданию был распят Христос. Этот крест обносили вокруг города по стенам, и эпидемия прекращалась. Поэтому и был установлен этот праздник».

В  этот день по сложившейся традиции в храмах освящают мед нового урожая. Пчеловоды приносят для освящения первые вырезанные соты. Считается, что после этого дня наступает пора «ломить» (то есть взрезать) соты. Поэтому праздник и приобрел народное название Медовый Спас. Спас — от слова Спаситель, ведь именно Иисусу Христу в конечном счете и посвящен этот день.

По давнему обычаю, пчеловоды в этот день угощают медом всех без отказа: «На Первый Спас и нищий медку попробует». С Медовым Спасом связано множество народных традиций.

из них заключалась в том, что жители русских деревень начиная с этого дня и до Яблочного Спаса, то есть до 19 августа помогали справиться со всеми оставшимися осенними заботами вдовам и сиротам, бедным, больным и слабым, причем трудились только за еду.

День рождения церкви на Руси

По словам Георгия Кочеткова, для Русской церкви это особый праздник ещё и потому, что, согласно некоторым источникам, именно этот день стал днём Крещения Руси князем Владимиром. В каком-то смысле это день рождения Русской православной церкви, церкви на Руси, ее 1030-летие!

Конечно, этот праздник надо встречать в церкви. Тем более что с этого дня начинается Успенский пост. Утром во всех храмах состоится Божественная литургия, священники благословят прихожан на соблюдение поста.

Успенский пост продлится две недели и окончится 27 августа праздником Успения Пресвятой Богородицы, поэтому он и называется Успенским. Этот пост такой же строгий, как и Великий, зато он самый короткий в году.

Что самое главное

«Хотя в день рождения не принято говорить о проблемах, в данном случае это уместно – с церковью нельзя поступать по законам мира сего, — говорит Георгий Кочетков. – И мы, чем лучше всмотримся в свой путь, тем больше приблизимся к Богу, а значит и друг ко другу, и церковь станет более здоровым и дееспособным духовным телом.

Потому что церковь состоит прежде всего из людей, а мы все разные, и плоды мы приносим разные: кто-то добрые, сочные, красивые, кто-то сморщенные и гнилые, а иногда мы бываем и вовсе бесплодными. Всё это влияет на всех, не случайно апостол Павел говорит: «Страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены.

Вы – тело Христово, и в отдельности – члены».

Поэтому, когда мы прославляем святых, то радуемся, ведь прославляется всё Тело. А когда встречаемся в церкви с беззаконием, со стяжательством, гордыней, завистью, разного рода страстями, порой самыми страшными, то церковь терпит урон, а значит и каждый человек в ней, даже тот, кто ничего плохого не помышлял и не совершал.

«И напротив, – продолжает Георгий Кочетков,— когда человек стремится жить по правде, жить не для себя, послужить и людям, и Богу, то благодать Христова касается и переменяет, освящает не только этого человека, но и других людей, которые, может, ещё не успели свою жизнь вполне Богу посвятить. Так исполняются слова Евангелия, что только тот, кто может отдать жизнь Богу, обретёт её. А человек, который начинает жить для себя, для самореализации, сразу гибнет духовно. Можно реализовать Божьи дары, но на этой земле так всё премудро устроено, что нельзя реализовать себя, нельзя искать самоспасения или самосовершенствования: из этого ничего не выйдет. Ничто не может иметь успешный исход, что замыкает человека на самого себя. Это ложный путь, на что и указывает нам жизнь Спасителя и его смерть на Кресте, которому по существу и посвящён этот праздник».

ПОЗНАЙ ДЗЕН С НАМИЧИТАЙ НАС В ЯНДЕКС.НОВОСТЯХ

Источник: https://mir24.tv/articles/16317829/kak-otprazdnovat-medovyi-spas

Как отпраздновать Медовый Спас

Как празднуют Медовый Спас православные верующие

Сегодня все православные верующие празднуют Медовый Спас. Золотые соты, истекающие медом нового урожая, огоньки свечек, – янтарным светом и сладким запахом наполнены православные храмы!

Медовым Спасом праздник называется в народе. Его церковное название – «Происхождение честных древ животворящего Креста Господня». Чему посвящен этот праздник, корреспонденту «МИР 24» рассказал священник, ректор Свято-Филаретовского православно-христианского института Георгий Кочетков.

«Происхождение – это не совсем точный перевод греческого слова, означающего торжественный крестный ход, – говорит он.

– Когда-то в Константинополе в самое жаркое время, когда начинались тяжёлые болезни, такие как холера, и риск возникновения эпидемий был самый высокий, из храма Святой Софии выносили часть святого креста, на котором по преданию был распят Христос. Этот крест обносили вокруг города по стенам, и эпидемия прекращалась. Поэтому и был установлен этот праздник».

При чем тут мед

В  этот день по сложившейся традиции в храмах освящают мед нового урожая. Пчеловоды приносят для освящения первые вырезанные соты. Считается, что после этого дня наступает пора «ломить» (то есть взрезать) соты. Поэтому праздник и приобрел народное название Медовый Спас. Спас — от слова Спаситель, ведь именно Иисусу Христу в конечном счете и посвящен этот день.

По давнему обычаю, пчеловоды в этот день угощают медом всех без отказа: «На Первый Спас и нищий медку попробует». С Медовым Спасом связано множество народных традиций.

из них заключалась в том, что жители русских деревень начиная с этого дня и до Яблочного Спаса, то есть до 19 августа помогали справиться со всеми оставшимися осенними заботами вдовам и сиротам, бедным, больным и слабым, причем трудились только за еду.

День рождения церкви на Руси

По словам Георгия Кочеткова, для Русской церкви это особый праздник ещё и потому, что, согласно некоторым источникам, именно этот день стал днём Крещения Руси князем Владимиром. В каком-то смысле это день рождения Русской православной церкви, церкви на Руси, ее 1030-летие!

Конечно, этот праздник надо встречать в церкви. Тем более что с этого дня начинается Успенский пост. Утром во всех храмах состоится Божественная литургия, священники благословят прихожан на соблюдение поста.

Успенский пост продлится две недели и окончится 27 августа праздником Успения Пресвятой Богородицы, поэтому он и называется Успенским. Этот пост такой же строгий, как и Великий, зато он самый короткий в году.

Что самое главное

«Хотя в день рождения не принято говорить о проблемах, в данном случае это уместно – с церковью нельзя поступать по законам мира сего, — говорит Георгий Кочетков. – И мы, чем лучше всмотримся в свой путь, тем больше приблизимся к Богу, а значит и друг ко другу, и церковь станет более здоровым и дееспособным духовным телом.

Потому что церковь состоит прежде всего из людей, а мы все разные, и плоды мы приносим разные: кто-то добрые, сочные, красивые, кто-то сморщенные и гнилые, а иногда мы бываем и вовсе бесплодными. Всё это влияет на всех, не случайно апостол Павел говорит: «Страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены.

Вы – тело Христово, и в отдельности – члены».

Поэтому, когда мы прославляем святых, то радуемся, ведь прославляется всё Тело. А когда встречаемся в церкви с беззаконием, со стяжательством, гордыней, завистью, разного рода страстями, порой самыми страшными, то церковь терпит урон, а значит и каждый человек в ней, даже тот, кто ничего плохого не помышлял и не совершал.

«И напротив, – продолжает Георгий Кочетков,— когда человек стремится жить по правде, жить не для себя, послужить и людям, и Богу, то благодать Христова касается и переменяет, освящает не только этого человека, но и других людей, которые, может, ещё не успели свою жизнь вполне Богу посвятить. Так исполняются слова Евангелия, что только тот, кто может отдать жизнь Богу, обретёт её. А человек, который начинает жить для себя, для самореализации, сразу гибнет духовно. Можно реализовать Божьи дары, но на этой земле так всё премудро устроено, что нельзя реализовать себя, нельзя искать самоспасения или самосовершенствования: из этого ничего не выйдет. Ничто не может иметь успешный исход, что замыкает человека на самого себя. Это ложный путь, на что и указывает нам жизнь Спасителя и его смерть на Кресте, которому по существу и посвящён этот праздник».

Источник: https://wi-fi.ru/desktop/news/21/2344554

14 августа отмечают Медовый Спас

Как празднуют Медовый Спас православные верующие

14 августа 2018 года православные верующие отмечают первый из трех Спасов – Медовый Спас или Маковей. Второй Спас нужно отмечать 19 августа – Яблочный Спас, и третий  29 августа — Ореховый Спас.

Первый Спас имеет еще несколько названий, пришедших из давних времен: Спас Всемилостевейший, Маковый Спас, Спас на Воде или Мокрый Спас, Пчелиный праздник, Каллиник. Однако основное название, которое известно всем  – это Медовый Спас или Маковея.

Медовым его назвали потому что именно 14 августа можно было есть мед и нужно было собрать весь мед до последней капли. По поверьям, на следующий день соседские пчелы могли «украсть» мед.

Маковея же назвали в память о нескольких мучениках Маккавеев. Этот праздник ассоциировался с маками, созвучными с их именами.

  • Как святить мед
  • Обычаи и традиции
  • Как соблюдать праздник

Как святить мед

В старину, чтобы посвятить мед, нужно было сделать целый обряд. Ранним утром пасечники осеняли себя крестным знаком и шли выбирать улей, мед из которого нужно было нести в церковь.

Выбор улья выпадал на самый богатый по запасу медом. Пробовать его до освящения ни в коем случае нельзя было. Большие куски сот с медом несли в церковь на богослужение.

Священник, который проводил освящение, забирал в церковь часть свежайшего лакомства.

Некоторая часть раздавалась нищим. Известна поговорка, дошедшая до наших времен: «На Первый Спас и нищий медку попробует». Затем свою долю получали ребятишки, которые поджидали пчеловодов на пасеках. В благодарность за угощение они пели обрядовую песню:

Дай, Господи, хозяину многия лета,Многия лета — долгие годы!А и долго ему жить — Спаса не гневить,Спаса не гневить, Божьих пчёл водить,Божьих пчёл водить, ярый воск топить —Богу на свечку, хозяину на прибыль,Дому на приращение,Малым детушкам на утешение.Дай, Господи, хозяину отца-мать кормить,Отца-мать кормить, малых детушек растить,Уму-разуму учить!Дай, Господи, хозяину со своей хозяюшкойСладко есть, сладко пить,А и того слаще на белом свете жить!

Дай, Господи, хозяину многия лета!

Вот только после этого хозяева могли приступить к празднованию.

Обычаи и традиции

По обыкновению, в этот день святили и мак. Так же в церковь несли букеты цветов – Маковейчики. Этот оберег, созданный лично руками хозяйки дома, стоял целый год возле икон.

Обязательно на следующий год, перед занесением следующего Маковейчика, засохший букет сжигали. Когда-то строго придерживались составления букета. Количество трав и цветов должно было равняться семнадцати, а сам букет перевязан только красной лентой.

Каждый цветок или трава символизировали какую-то защиту либо то, что хозяйка «звала» в дом:

– калина – продлевала красоту женщин;

– рута и ноготки – защищали от болезней;

– колоски овса и рожи – вели к большому урожаю и достатку еды в семье;

– мята и мелисса – к успокоению;

– полынь – защищала от ссор и нечистой силы;

– маки – обязательный компонент общей защиты дома.

В этот день считалось, что вода набирает волшебные свойства. Отсюда и еще одно название: Мокрый Спас или Спас на воде. Священники освящали колодцы. Также чистились старые. Люди купались сами и купали своих животных, прямо загоняя их стадами в водоемы.

Молодые люди устанавливали высокие кресты, украшали их маками и свечами и гуляли возле них целую ночь. Так они прощались с летом.

Как соблюдать праздник

14 августа верующие несут в церковь освящать мед, мак и Маковейчики. В этот день первой пищей  обязательно является сочетание меда и мака. В Первый Спас начинается Успенский пост. Блюда праздника не должны быть жирными. Блины, пирожки, каши, грибы, овощи да картошка — основа правильного питания в празднование.

На Маковея обязательно посыпали дом маком, который оберегает дом от силы нечистой и всяких несчастий. Также с этой целью засыпали мак в обувь. Собирали цветы в Маковейчики и хранили букет целый год.

Купаться после Медового Спаса нельзя уже. Считалось, что вода после праздника слишком становилась прохладной и можно было простудиться. А вот во время праздника нужно обязательно искупаться.

Этот день в большей части проводили в тишине. Так как мед нужно было собрать весь, то делалось это молча, чтобы не прогневить пчел. Также делали запасы воска для свечей.

В этот праздник нельзя убирать, стирать и шить.

Стараться не ссориться, иначе легкое недоразумение может перейти в длинный конфликт.

Конечно же, нельзя злиться и желать зло в этот светлый день – все вернется во сто крат.

Заметили опечатку или ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней. Поделитесь Вашим мнением.

Источник: http://www.piterburger.ru/227604l.html

Медовый Спас: что можно и нельзя делать верующим

Как празднуют Медовый Спас православные верующие

В понедельник 14 августа у православных с праздника, который в народе именуют Медовым Спасом, начинается Успенский пост. Установлен он в память Успения Пресвятой Богородицы (28 августа) еще в первые века христианства.

Этот пост издавна любили на Руси: короткий — всего две недели (с 14 до 27 августа) – он, несмотря на всю свою строгость, проходил радостно.

В народе его иногда называли “Спасы”: Медовый Спас, Яблочный Спас (Преображение Господне, 19 августа) и сразу вслед за праздником Успения — Полотняный Спас (праздник в честь Нерукотворного образа Иисуса Христа, 29 августа).

С этим временем связано множество правил и традиций, как сугубо церковных, так и народных.

Успенский пост

Успенский пост — один из четырех многодневных постов православной церкви. Он такой же строгий, как Великий пост, но, в отличие от него, совсем короткий – длится всего две недели.

По уставу, рыбу Успенским постом можно есть только в праздник Преображения Господня (19 августа), а растительное масло (елей) и вино разрешается только по субботам и воскресеньям. В понедельник, среду и пятницу — “сухоядение”: можно есть только хлеб и сырые овощи и фрукты, а по вторникам и четвергам разрешается пища, приготовленная без масла.

Понятно, что правила эти древние и составлены они для монахов, мирянам таких строгостей никто в обязанность не вменял. Хотя они сами часто стараются эти правила исполнять.

Успенский пост святитель Лев Великий упоминает в одной из своих “Бесед”, датируемых примерно 450 годом. Значит, в V веке он уже существовал.

Как пишет святитель Симеон Солунский (XV в.

), “пост в августе (Успенский) учрежден в честь Матери Божия Слова, которая, узнавши свое преставление, как всегда подвизалась и постилась за нас, хотя, будучи святой и непорочной, и не имела нужды в посте; так особенно она молилась о нас, когда намеревалась перейти от здешней жизни к будущей и когда ее блаженная душа имела чрез Божественного духа соединиться с Ее сыном. А потому и мы должны поститься и воспевать ее, подражая житию ее и пробуждая ее тем к молитве за нас”.

Как и Великий, Успенский пост особенно строг к развлечениям. В дореволюционной России гражданские законы запрещали во время этих постов публичные маскарады, зрелища и спектакли.

© РИА Новости / Максим Богодвид

Перейти в фотобанк

Участник крестного хода

Праздник Животворящего Креста Господня

14 августа православные верующие отмечают праздник с архаичным названием “Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня”.

Установлен он был в Константинополе в IX веке, а в XII–XIII веках его уже праздновали во всех православных церквях. На Руси он вошел в церковный устав в конце XIV века.

Поклонение Кресту в церквях и монастырях в этот день совершается по чину Крестопоклонной недели Великого поста.

На самом деле “происхождение (изнесение) древ Креста” означает просто крестный ход. Исходное греческое слово буквально переводится как “несение впереди” части подлинного Креста, на котором был распят Иисус Христос.

О появлении этой церковной традиции подробно рассказывает греческий часослов XIX века: “По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней”.

Иными словами, для предотвращения эпидемий город обходили крестным ходом со священной реликвией — частицей Креста Господня, хранившейся в императорской сокровищнице. А накануне крестного хода святыню переносили в Софийский собор и выставляли для поклонения — там она и оставалась вплоть до Успения Богородицы, и оттуда ее регулярно выносили, чтобы крестными ходами обходить с ней город.

В России почему-то именно в этот день старались исповедоваться и причащаться девушки и молодые женщины: считалось, что на Медовый Спас им прощаются все прегрешения.

“Малое водоосвящение” и Медовый Спас

Поскольку в Константинополе первого числа каждого месяца (14-го по новому стилю) обычно освящали воду в придворной церкви, оба эти обычая соединились в один праздник.

Позднее этот обычай из Греции перешел и в Россию. В этот день после литургии совершается “малое освящение воды” (в отличие от “великого освящения”, которое совершается в праздник Крещения Господня). Освящают воду и на реках, прудах и озерах, для чего туда идут крестным ходом. На Руси после чина водоосвящения обычно устраивались народные гулянья.

“На происхождение в день Честного Креста бывает ход (крестный ход – ред.) освящения ради водного и просвещения ради людского, по всем градам и весем”, — говорилось в чинопоследовании, составленном в 1627 году по повелению патриарха Московского Филарета.

Вместе с водой, по традиции, освящается и мед нового сбора, отсюда народное название праздника – Медовый Спас. А чуть позже, в праздник Преображения Господня (19 августа), в храмах освящаются виноград и яблоки (Яблочный Спас). По православной традиции, только после этого благословляется есть эти плоды нового урожая.

На Руси именно с 14 августа пчеловоды начинали собирать мед из ульев (“заламывать соты”). Тогда же первый мед несли в церковь — освятить. Считалось, если этого не сделать, соседские пчелы, перестав носить взяток, начнут таскать мед из того улья, где “пчельник сота не заломает”.

На Медовый Спас традиционно пекли медовые пряники и пышки.

© РИА Новости / Юрченко

Перейти в фотобанк

Монастырская пасека

Празднество Всемилостивому Спасу

В России и Греции Медовый Спас совпал еще с одним праздником — “Празднеством Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице”, установленным в честь победы благоверного князя Андрея Боголюбского над волжскими булгарами (1164 г.) и византийского императора Михаила (Мануила) над сарацинами.

Согласно сказаниям, воины обоих полководцев видели знамения от икон Спасителя, “Владимирской” иконы Богородицы и Креста Господня, и их противники были побеждены и обратились в бегство, а от икон, которые находились в войсковом стане, исходили лучи, осенявшие полки.

Потом греческий царь и русский князь обменялись свидетельствами об одержанных победах и о бывшем чудесном сиянии от икон, и Константинопольский патриарх Лука и Киевский митрополит Константин установили в честь этого церковный праздник.

Воспоминание Крещения Руси

Наконец, в Русской православной церкви празднество Всемилостивому Спасу соединилось также с воспоминанием о Крещении Руси в 988 году.

Упоминание о дне крещения сохранилось в хронографах XVI века: “Крестися князь великий Владимир Киевский и вся Русь августа I”. День 1 августа по старому стилю (14 августа по новому стилю), с которого начинается Успенский пост, и считается днем Крещения Руси.

Известно, что князь Владимир крестил народ в водах Днепра. В том числе с этим связывают и упомянутую ранее традицию водоосвящения 1 (14) августа на реках и водоемах.

Поэтому Медовый Спас иногда называют еще “Спасом на воде”, “Водным” или “Мокрым”. Славяне верили, что в этот день можно смыть все грехи, окунувшись в освященную воду.

Начало и конец Успенского поста

“Начинается пост с освящения меда, чтобы мы знали не только о той сладости, которую Господь дает для тела, но и о сладости духовной. Чтобы сладость, которая исходит от Креста Христова, открылась нам в течение поста.

Как некогда в Ветхом Завете в горькие воды Мерры опускалось древо, и они становились сладкими, приятными.

Так да будет со всей нашей жизнью — от прикосновения Креста Христова к ней горечь ее да изменится в сладость”, — сказал в одной из своих проповедей на начало Успенского поста настоятель храма святителя Николая в Пыжах протоиерей Александр Шаргунов.

Достигнув кульминации в великом празднике Успения Пресвятой Богородицы (28 августа) — одном из 12-ти главных церковных праздников, Успенский пост завершается торжественным воспоминанием, установленным в честь “перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворного образа Спасителя” (944 г.).

Как отмечают священнослужители, весь Успенский пост — крестный.

“Начало Успенского поста — Крест, и в середине его — Крест, Преображение Господне, с его светом, возвещающим об исходе, который Господь должен совершить в Иерусалиме. И праздник Нерукотворного образа Спасителя, который является как бы завершением этого нашего пути, — тоже праздник Креста.

Потому что Господа “не приняли, как имеющего вид идущего в Иерусалим” (Лк. 9, 51), и пречистый лик Его светит нам на фоне Креста. Церковь готовит нас Крестом к принятию тайны исхода Божией Матери.

Потому что ее Успение — это раскрытие победы Креста Христова, неотделимой от Его Воскресения”, — говорит протоиерей Александр Шаргунов.

Источник: https://ria.ru/religion/20170814/1500312168.html

Всё о Медовом Спасе в 2018 году

Как празднуют Медовый Спас православные верующие

Сама по себе традиция освящения меда в этот день никак не связана с праздником Всемилостивого Спаса. И, конечно же, эта благочестивая традиция не должна собой затмевать тот праздник, который отмечается Православной Церковью в этот день.

Хотите узнать, когда будет Медовый Спас в 2018 году? Медовый (маковый)Спасв2018году – 14 августа.

Спасами (сокращенная форма от слова Спаситель, Иисус Христос) называют три летних праздника, посвященных Христу: Медовый Спас, Яблочный Спас и Третий Спас.

Какого числа будет Медовый Спас в 2018 году?

Медовый Спас – 14 (1) августа. В этот день православная церковь совершает празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. Также начинается Успенский пост – самый короткий, но строгий почти как Великий пост.

Пост предваряет праздник Успения Божией Матери. А его первый день – Происхождение (или Изнесение: слово Происхождение означает крестный ход) Честных Древ Животворящего Креста Господня.

В центр храма на утрени выносится Крест: до субботней вечерней службы все верующие могут ему поклониться.

История Медового Спаса

Праздник Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня был установлен в IX веке в Константинополе: каждый год часть Животворящего Креста, который хранился в домовой церкви греческих императоров, приносили в храм Святой Софии и освящали воду для исцеления болезней. Первый день августа был выбран именно потому, что в этом самом жарком месяце особенно распространялись болезни, люди же прикладывались ко Кресту, на котором был распят Христос, пили освященную им воду и получали долгожданное здоровье.

Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице установлено по случаю знамений от икон Спасителя, Пресвятой Богородицы и Честного Креста во время сражений святого благоверного князя Андрея Боголюбского (1157-1174) с волжскими болгарами.

В 1164 году Андрей Боголюбский предпринял поход против поволжских болгар, теснивших угнетенных жителей Ростовской и Суздальской земли. Уповая на помощь Царицы Небесной, князь взял с собой Ее чудотворную икону, которая была принесена им из Киева и впоследствии получила наименование Владимирской.

Два священника в облачении несли перед войском святую икону и Честный Крест Христов. Перед сражением благочестивый князь, приобщившись святых Таин, обратился с горячей молитвой к Богородице: «Всяк уповаяй на Тя, Госпоже, не погибнет, и я грешный имею в Тебе стену и покров».

Вслед за князем пред иконой пали на колени полководцы и воины и, приложившись к образу, пошли против врага.

Болгары были разбиты и обращены в бегство. По преданию, в тот же день греческим императором Мануилом была одержана победа над сарацинами. Непреложным доказательством чудесности обеих этих побед послужили огромные огненные лучи, выходившие от бывших в войсках икон Спасителя, Божией Матери и Святого Креста.

Эти лучи покрывали полки благоверных правителей Греции и России и видны были всеми сражавшимися.

В память об этих чудесных победах, с обоюдного согласия князя Андрея и императора Мануила и по благословению представителей высшей церковной власти, и был установлен праздник Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице.

В Русской Церкви одновременно с празднованием Всемилостивому Спасу соединяется воспоминание совершившегося 1 августа 988 г. Крещения Руси, в воспоминание чего установлено совершать в этот день малое освящение воды. Поэтому в народе этот праздник иногда называют «Мокрый спас».

Наконец, третий праздник дня – память о святых Ветхозаветных мучениках Маккавейских, которые силой веры преодолели соблазн вероотступничества и, претерпев кратковременное мучение, сподобились спасения и вечной блаженной жизни в Царствии Божьем.

Семь святых мучеников Маккавеев: Авим, Антонин, Гурий, Елеазар, Евсевон, Адим и Маркелл, а также их мать Соломония и учитель Елеазар пострадали в 166 году до н. э. от сирийского царя Антиоха Эпифана.

Антиох Эпифан, проводя политику эллинизации населения, ввёл в Иерусалиме и всей Иудее греческие языческие обычаи.

Он осквернил Иерусалимский храм, поставив в него статую Зевса Олимпийского, к поклонению которому принуждал иудеев.

Девяностолетний старец — законоучитель Елеазар, который за приверженность к Моисееву закону был судим, с твёрдостью пошёл на мучения и скончался в Иерусалиме. Такое же мужество показали ученики святого Елеазара: семь братьев Маккавеев и их мать Соломония. Они, бесстрашно признав себя последователями Бога Истинного, отказались принести жертву языческим богам.

Старший из мальчиков, дававший первым ответ царю от имени всех семи братьев, был предан ужасным истязаниям на глазах у остальных братьев и их матери; остальные пять братьев один за другим претерпели те же мучения.

Остался седьмой брат, самый младший. Антиох предложил святой Соломонии склонить его к отречению, чтобы ей остался хоть последний сын, но мужественная мать укрепляла и его в исповедании Истинного Бога.

Мальчик так же твёрдо перенёс муки, как и его старшие братья.

После смерти всех детей святая Соломония, стоя над их телами, воздела руки с благодарной молитвой Богу и скончалась.

Подвиг святых семи братьев Маккавеев воодушевил священника Маттафию и его сыновей, которые подняли восстание против Антиоха Епифана, длившееся с 166 по 160 г. до н. э. и, одержав победу, очистили Иерусалимский храм от идолов.

Источник: https://www.pravmir.ru/medovyj-spas-istoriya-smysl-propovedi-tradicii-recepty-video/

Мои грядки
Добавить комментарий